Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее
Полезная информация
Календарь

Как помочь ребенку

Как помочь ребенку, пострадавшему от сексуального насилия (в помощь работникам образования)

Сексуальное насилие в отношении детей – это очень скрытое, малоизученное (в нашей стране) явление, поэтому даже специалисты, работающие с детьми, порой испытывают неуверенность и неприятные эмоции, когда ребенок рассказывает о том, что с ним произошло, и просит помощи. Реакция взрослого в такой ситуации сходна с реакцией ребенка, ставшего жертвой насилия: «Ну почему это случилось со мной (в нашей школе)?».

Опыт показывает, что часто учителя и администрация школ обвиняют самого ребенка в том, что он стал жертвой сексуального насилия, и стараются избавиться от такого ученика, чтобы он «не оказывал дурного влияния на других детей», переводят на домашнее обучение, настойчиво рекомендуют родителям перевести его в другую школу, словом, «спасают честь школы».

Представьте себе, что ваша ученица обратилась к вам за помощью в связи с тем, что она подверглась сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины по дороге из школы домой. Родителям говорить об этом она не решается, потому что они часто бьют ее за плохие отметки и поведение и, скорее всего, обвинят в случившемся саму девочку.

Такое обращение к вам может произойти в любое время, и чтобы правильно реагировать на раскрытие случая насилия над ребенком и обеспечить ему необходимую поддержку, работник образовательного учреждения (учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель) должен быть уверен в правильности своих действий. Для этого необходимо знать, какой вред насилие приносит физическому и психическому здоровью ребенка; уметь распознавать изменения в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении, которые могут указывать на то, что ребенок попал в сложную ситуацию; иметь представление, куда и к каким специалистам обратиться.

Что такое сексуальное насилие и почему дети могут стать жертвой?

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка или подростка в сексуальную активность со взрослым для получения последним сексуального удовлетворения. Принуждать ребенка или подростка совершать сексуальные действия могут и другие подростки.

Сексуальное насилие включает широкий спектр действий:

  • половое сношение (вагинальным, анальным способом);
  • оральный секс;
  • мастурбацию (одностороннюю или взаимную);
  • стимуляцию половых органов рукой или предметами;
  • введение во влагалище или анус различных предметов;
  • обнажение интимных частей тела перед ребенком или совершение полового акта в его присутствии;
  • демонстрацию ребенку порнографических материалов;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов или в проституцию.

Как показывает наш опыт, сексуальное насилие над детьми характеризуется прогрессирующим развитием: начав с наблюдения за тем, как ребенок моется, раздевается, или с разговоров на запретные для ребенка сексуальные темы, с поцелуев, насильник вовлекает его в прямые половые контакты. Однако и первые, «невинные», этапы развития отношений могут вызвать у ребенка чувство вины, стыда, беспокойства и др. последствия и являются не менее травматичными для психики ребенка, как и непосредственно половое сношение.

Широко распространено мнение, что виновником сексуального насилия над ребенком является незнакомый для него человек. Отчасти это так: примерно в половине случаев нападения на детей и подростков вне дома насильник является чужим для ребенка или подростка человеком. 75-80% всех случаев сексуального насилия в отношении детей совершает знакомый, близкий им человек или родственник. Жертвой сексуального насилия может стать и мальчик, и девочка.

Наиболее уязвимый возраст — 8-12 лет, но даже грудные дети могут подвергаться сексуальному насилию.

После того как насилие раскрыто, может создаться впечатление, что все было так очевидно: и насильник вел себя подозрительно, и ребенок мог бы рассказать об этом раньше, и близкие ему люди могли бы давно обратить внимание на появившиеся изменения в его поведении. Однако особенность сексуального насилия такова, что секретность является важным условием его существования. Насильник, чтобы избежать уголовного преследования, различными способами требует от жертвы молчания с помощью угроз, шантажа, подкупа.

Прежде чем рассказать, что может сделать работник образования, предлагаем вам подумать и прояснить для себя вопросы, связанные с проблемой сексуального насилия над ребенком. Ответы на эти вопросы содержатся в брошюре.

  • Могу ли я верить ребенку, когда он рассказывает о том, что кто-то из близких ему людей совершает с ним сексуальные действия?
  • Что плохого в сексуальных отношениях взрослого с ребенком?
  • Одинаково ли я реагирую на проблему сексуального насилия над детьми как профессионал и как человек?
  • Считаю ли я, что сексуальное насилие над детьми совершают лишь психически больные и принадлежащие к маргинальным слоям населения люди?
  • Верю ли я, что жертвы сексуального насилия могут продолжать жить нормальной жизнью?
  • Верю ли я, что дети — жертвы насилия могут продолжать любить своих обидчиков, желая при этом, чтобы насилие прекратилось?


Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед учителем (психологом, воспитателем, социальным работником) в случае раскрытия сексуального насилия над учеником.

  1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.
  2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление.
  3. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.


Рассказ ребенка о сексуальном насилии, которое совершали с ним, — это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение — все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку. При этом необходимо учитывать следующее:

  • Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.
  • Соблюдение конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но сексуальное злоупотребление — это тяжкое уголовное преступление. Оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Кроме того, статья 122 Семейного кодекса указывает, что администрация образовательных, лечебных, социозащитных учреждений, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.
  • Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.
  • Принятие ребенка. Когда сексуальное злоупотребление длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психологу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями или даже с неприятными.


Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми - нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).


Маленькие дети считают взрослых могущественными, всезнающими людьми. В случае с сексуальным насилием они часто полагают, что близкие им люди знают о происходящем. Так, 6-летний мальчик на вопрос тети, почему он так долго молчал об ужасном насилии, которому подвергался со стороны отца, ответил: «А я думал, ты знаешь».

Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка - физиологический, интеллектуальный, личностный, межличностных взаимоотношений и социальной компетентности. Следствием этих нарушений является формирование в семье, где произошло насилие над ребенком, специфических отношений, особых жизненных сценариев, которые могут существенно повлиять на всю его дальнейшую жизнь. 

Специалисты, работающие в интернатных учреждениях, приютах, из личного опыта знают, что дети из асоциальных семей, подвергавшиеся различного рода насилию, отстают в физическом и психическом развитии. У многих детей развиваются т.н. психосоматические болезни - неврозы, аллергические заболевания, а также гастриты, колиты, язвы желудочно-кишечного тракта. Как известно, последняя группа заболеваний является лидирующей в структуре заболеваемости детей школьного возраста, т.о., причина высокого уровня заболеваемости школьников может быть не только в качестве школьного питания, но и во взаимоотношениях: взрослый (учитель или родители) - ребенок.

Самым важным является то, что под влиянием пережитого в  детском возрасте насилия формируется травмированная личность, характеризующаяся целым комплексом психологических особенностей. И эти особенности легко узнаваемы: низкая самооценка, неспособность добиваться успеха и строить продуктивные вз