Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее

Приветствуем Вас на сайте «Дворца культуры «Октябрь»!

Читать далее
Полезная информация
Календарь

«Вартовский яр»: чтобы не стать Иванами, родства не помнящими

Уже 10 лет во Дворце культуры «Октябрь» города Нижневартовска ежегодно проходит Открытый конкурс-фестиваль самодеятельных музыкантов «Вартовский яр». Собираются в зале зрители, участники – семь гармонистов и баянистов из разных городов и сел - выходят на сцену. На выступление каждому дается несколько минут. За это короткое время он должен успеть показать и себя, и свой талант. Остается время и для свободных выступлений. После окончания конкурса публика никогда сразу не расходится по домам. Летом, в рамках фестиваля «Самотлорские ночи» конкурс «Вартовский яр» проходит на свежем воздухе - в парке Победы неподалеку от ДК «Октябрь. Здесь более непринужденная атмосфера: выходить на сцену под свет софитов не нужно. Зрители и гармонисты чувствуют себя совсем свободно.

Но, наверняка, фестиваль не вызывал бы на протяжении многих лет живой интерес зрителей, если бы его единственной целью было собирать вместе всех любителей петь и плясать под гармошку. Вряд ли бы он и отпраздновал свой 10-летний юбилей, ведь долговечно то, что имеет прочный фундамент. Здесь таким фундаментом является стремление организатора фестиваля Ирины Игониной донести до людей народную культуру в первозданном виде, не дать им превратиться в Иванов, родства не помнящих. 

Можно сказать, что Ирина Владимировна посвятила этому свою жизнь. Она занимается этнографией и краеведческими исследованиями, постоянно пополняет фонд фольклорно-этнографических записей, в том числе находит и записывает традиционные инструментальные наигрыши и танцы, собирает частушки и песни, былички и приметы. Также Ирина Владимировна является инициатором создания краеведческого музея в доме П.А. Кайдалова в селе Ларьяк Нижневартовского района, ) и руководителем фольклорного ансамбля «Надёжа». Участники «Надёжи» - постоянные помощники в организации и проведении «Вартовского Яра».

Гармонисты – как грузди

Несмотря на то, что за годы существования фестиваля у организаторов появилась своеобразная сеть осведомителей по всему региону, отыскать талантливых самодеятельных музыкантов всегда сложно. Ирина Владимировна говорит: «Они как грузди: их не видно, их только опытный глаз может под слоем листвы заметить». Но это еще не самое трудное! Чаще всего гармонисты – очень скромные люди, и уговорить их выйти на сцену не так-то просто: они считают, что сцена – только для профессионалов. В связи с этим самый первый «Вартовский Яр» не стал грандиозным праздником. Но начало было положено, и уже в следующем году фестиваль приобрел размах. «Если первый раз у нас и в зале реденько сидели, и гармонистов было мало, то во второй раз был полный зал, гармонисты – прямо цветник, - вспоминает Ирина Владимировна. - Один только Анатолий Павлович Интересов чего стоил! А Михаил Васильевич Ламбин из села Покур – замечательный традиционный гармонист! Он учился у своего отца – переселенца из-под Тобольска и играл, как играли в начале века здесь, в Сибири. Был тогда и Борис Федорович Медин – летчик-испытатель по профессии, Юлия Сергеевна Калинина – балалаечница…»

Фестиваль собирает самых разных участников. В этом году, например, в числе семерых смельчаков оказался Юрий Якуш из Лангепаса, который начал играть на гармони всего два года назад. Константин Слинкин из Сургута - напротив, потомственный гармонист. Его отец, Павел Терентьевич, был гармонным мастером, который освоил это ремесло еще до войны и не бросил заниматься любимым делом даже после 90 лет. «Маленькая женщина с большим баяном и таким же большим обаянием» - так представила Татьяну Иванюк из Сургута Ирина Игонина. Татьяна подружилась с гармошкой в 11 лет, а потом научилась играть на баяне, и с тех пор не расстается со своим любимым инструментом. Людмила Романова тоже из Сургута. Она работает в историко-культурном центре «Старый Сургут», а игра на гармони – ее хобби.

Ирине Владимировне интересен не только репертуар участников. Она собирает и записывает рассказы о тех местах, откуда они приехали, о том, когда впервые взяли в руки гармонь. «У каждого гармониста есть своя история жизни, кроме его «музыкальной» истории, - говорит она. - Например, очень интересная судьба была у Вячеслава Васильевича Шаронова. Когда ему не было даже года, он ехал с другими детьми на поезде в эвакуацию. Поезд попал под бомбежку, а ребенка подобрал солдат. Рядом был монастырь, туда солдат его и отнес. Монашки растили его несколько лет, потом уж он попал в детский дом. Если начать расспрашивать любого музыканта, обязательно узнаешь что-то особенное о его судьбе». О каждом гармонисте «Вартовского Яра» Ирина Владимировна может рассказать целую историю. Наверное, благодаря такому неравнодушному отношению участники фестиваля редко бывают случайными. Те, кто живет в Нижневартовске и ближних к нему городах и селах, остаются с фестивалем надолго. Даже лауреаты, которым по правилам конкурса не разрешено участвовать в нем повторно, приходят на «Вартовский Яр» в качестве гостей. Зрители всегда встречают их с радостью.

Наблюдая за участниками долгие годы, Ирина Владимировна пришла к такому выводу: несмотря на то, что характер у всех разный – бывают они и вздорными, и строптивыми, и замкнутыми, у каждого самодеятельного музыканта обязательно есть какой-то «аромат личности». «Если душа пустая, если он ничего не чувствует, то он и другим ничего не сможет сказать», – уверена организатор «Вартовского Яра».

Искали на Волге – нашли в Сибири

Гармонь и балалайка – основные инструменты, которые звучат на «Вартовском Яре». В последнее время к ним присоединился баян. Организаторам интересна традиционная народная музыка в полном смысле этого слова. Ирина Владимировна всегда ищет именно тех людей, которые перенимали свое мастерство от старших, учились играть у своих отцов и дедов. Мечтала она о том, чтобы на сцене появились и музыканты, играющие на скрипке и мандолине – но такие мастера живут слишком далеко от Нижневартовска.

Как известно, практически все жители Ханты-Мансийского округа приехали сюда из разных уголков России и бывшего СССР. Соответственно, и участники «Вартовского Яра» - выходцы из разных мест. На фестивале они делятся традиционными наигрышами своей родины. Много среди участников было вологодских, вятских, нижегородских музыкантов. Все они учились своему мастерству в раннем детстве. «Его из-за гармошки еще не видать, а он уже играет на свадьбе» - рассказывает Ирина Владимировна. В этом тоже уникальность фестиваля: получается, что в маленьком северном городе может быть сконцентрирован весь русский фольклор.

В фондах записей «Вартовского Яра» – новосибирские «шмарочка», «подгорная», «саратова», вятские «ветлугай» и «шамчуринка», ивановский и нижегородский «сормач», курганские припевки «на да», симбирский «промзинский» наигрыш, припевки с пляской «извозчик» - из русских деревень Башкирии, белорусские польки - «трясуха», «у два бока», курские «стаканчики» и «тимоня»; «елецкую», «рассыпуху», различные варианты «сербиянки», «подгорной» - всего не перечислишь.

С «промзинским» перебором даже вышла интересная история. «Пришел на один фестиваль гармонист Николай Васильевич Комиссаров, сыграл «промзинский» перебор, – вспоминает Ирина Владимировна. – Потом я написала статью о гармонистах, и это словосочетание попало в интернет. Мне стали звонить московские фольклористы: «Где вы это нашли? Мы исколесили всю Волгу!». Оказывается, этот редкий музыкальный наигрыш на гармошке бытовал в селах, которые принадлежали князю Потемкину».

Кроме редких наигрышей, есть популярные и любимые всеми «Подгорная», «Цыганочка», которую знает каждый музыкант. Это самые простые вещи, возможно, не особо ценные для фольклористов, но публика их очень любит. Как замечает Ирина Владимировна: «Только «Цыганочку» заиграют – народ вылетает плясать».

Юлия Зеленая